Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а особенно – для детей с РАС. ABA-терапию многие критикуют, сравнивая ее с дрессировкой, но могу с уверенностью сказать - это не про дрессировку!
Тут можно почитать немного
теории при желании, чтобы лучше понимать предмет АВА-терапии:
Для меня ABA-терапия – это про желания ребенка и про помощь ему правильно выражать эти желания.
У детей с РАС, как правило, есть негативное, нежелательное поведение, которое можно скорректировать. Для этого в первую очередь нужно понять, что оно направлено на удовлетворение мотивации и потребностей ребенка, просто он не знает, как это допустимо выразить.
И важно понимать, что ABA – это не манипуляция, не волшебная палочка достижения твоих желаний, как родителя, это в первую очередь инструмент работы с поведением ребенка, чтобы ребенок достиг
своей цели приемлемым образом.
Мотивация – это ключевое! Для того чтобы правильно понимать мотивацию ребенка, нужно с ним оставаться в контакте, потому что мотивация изменчива. Мы как жители постсоветского пространства, как мне кажется, иногда вообще не знаем, чего мы хотим, у нас проблемы с тем, чтобы объяснить, что нам нужно, какие у нас желания.
Нам всем показали с детства, что у каждого есть социальная программа: мы должны учиться, пойти в институт, сыграть свадьбу, родить детей… А если ты не такой/не такая? Хотя скорее всего ты все равно для общества будешь «не такая»:
Рано вышла замуж – гулящая Поздно вышла замуж – старая дева Родила детей и занимаешься ими – тупая домохозяйка Не родила детей – «не женщина», карьеристка …. Угодить обществу невозможно, и здесь нужно отталкиваться только от своих желаний и от желаний и потребностей ребенка.
Касательно ABA-терапии, здесь при входе у родителей, и у меня тоже, часто встречается одна и та же ошибка – мы пытаемся исправить внешние факторы, например, хотим, чтобы ребенок ходил в школу, садился за парту, был удобным, чтобы мог рассказать стихотворение или мог выступить где-то.
Да, можно работать с этим, но скорее всего, ребенку в жизни это никак не поможет, только загонит еще глубже его проблемы.