26 / 29
Слишком громкий мир
Создателем методики «Социальные истории» является американский психолог Кэрол Грей. Она посвятила свою профессиональную жизнь помощи детям с РАС (расстройства аутистического спектра), в настоящее время данная методика является признанной мировым профессиональным сообществом в качестве подхода к социализации детей с РАС. Данная методика — отличное руководство для родителей детей с РАС, которая помогает детям стать социализированными, благодаря этой методике, освоение социальных навыков станет интересным, познавательным, эффективным, преподается в игровой форме.

Цель «социальной Истории» — предоставить достоверную информацию в понятной и безопасной форме, а не просто изменить поведение. Есть вероятность, что ребенку и родителю уже неоднократно объясняли, что нужно изменить поведение, данная методика базируется на идее о том, что необходимо изменить социальный фактор, найти причину, которая влияет на поведение.

Необходимо уважать ребенка, исключая обвинения, повествование должно быть интересным, понятным и веселым. Недопустимы уничижительные, негативные высказывания в сторону ребенка.

Чтобы Истории были понятны, необходимо
· не допускать двойного толкования;
· так как люди с РАС воспринимают слова буквально, не могут понять дополнительные значения, так как им сложно адаптироваться в социальной ситуации. Используйте слова и фразы, которые не позволяют двоякого толкования, чтобы родитель и ребенок находились в одинаковом понимании ситуации.
· Яркий пример: «папа возьмет молоко в магазине», возьмет или купит? Лучше сказать «купит», так как «возьмет» может трактоваться, как «украдет».
· создавать понятные ситуации, обеспечивающие физическую безопасность ребенка;
· не менее важно сохранять социальную безопасность, так как бывают ситуации, когда История социально небезопасна;
· не допускать ошибки, которые угрожают эмоциональной безопасности;
· смочь ответить на вопрос «почему?», не перегружать день ребенка обстоятельствами, сделать все максимально понятно и прозрачно для ребенка;
Формула социальной истории помогает убедиться, что социальная История описывает, а не наставляет,
Число описательных предложений
_______________________________ ⩾ 2
Число направляющих предложений
Критерии социальных историй:
1. одна тема истории;
2. одна цель истории;
3. от 1 или 3 лица;
4. однозначность истории;
5. последовательность истории;
6. безопасность поведения;
7. уважение к ребенку;
8. нет обвинения или унижения;
9. История должна учитывать возраст, специфику конкретного читателя, конкретной ситуации;
10. поощрение читателя;
11. вывод обязателен;
12. добавляйте рисунки;
13. игровая форма подачи;
14. помните, что вы делаете это для ребенка! И не всегда сможете быть рядом с ним;
15. постарайтесь объяснить, зачем это нужно;
16. завести альбом для Истории;
17. рисовать Историю с ребенком.
Пример социальной истории:
Родители часто торопят своих детей, говоря: «Быстрее!». Что может означать это слово?
Это может обозначать: «Не опаздывай», «Поторопись!». А может обозначать, закончи дело не так, а по другой траектории. А может значить «подойди ко мне».
Чтобы ребенку было легче, необходимо четко указывать, что именно вы хотите получить от него быстрее.
Социальные истории (Кэрол Грей)
Часть III. Слова от Севы
Следующая глава:
5 минут
Made on
Tilda