Создателем методики «Социальные истории» является американский психолог Кэрол Грей. Она посвятила свою профессиональную жизнь помощи детям с РАС (расстройства аутистического спектра), в настоящее время данная методика является признанной мировым профессиональным сообществом в качестве подхода к социализации детей с РАС. Данная методика — отличное руководство для родителей детей с РАС, которая помогает детям стать социализированными, благодаря этой методике, освоение социальных навыков станет интересным, познавательным, эффективным, преподается в игровой форме.
Цель «социальной Истории» — предоставить достоверную информацию в понятной и безопасной форме, а не просто изменить поведение. Есть вероятность, что ребенку и родителю уже неоднократно объясняли, что нужно изменить поведение, данная методика базируется на идее о том, что необходимо изменить социальный фактор, найти причину, которая влияет на поведение.
Необходимо уважать ребенка, исключая обвинения, повествование должно быть интересным, понятным и веселым. Недопустимы уничижительные, негативные высказывания в сторону ребенка.
Чтобы Истории были понятны, необходимо
· не допускать двойного толкования;
· так как люди с РАС воспринимают слова буквально, не могут понять дополнительные значения, так как им сложно адаптироваться в социальной ситуации. Используйте слова и фразы, которые не позволяют двоякого толкования, чтобы родитель и ребенок находились в одинаковом понимании ситуации.
· Яркий пример: «папа возьмет молоко в магазине», возьмет или купит? Лучше сказать «купит», так как «возьмет» может трактоваться, как «украдет».
· создавать понятные ситуации, обеспечивающие физическую безопасность ребенка;
· не менее важно сохранять социальную безопасность, так как бывают ситуации, когда История социально небезопасна;
· не допускать ошибки, которые угрожают эмоциональной безопасности;
· смочь ответить на вопрос «почему?», не перегружать день ребенка обстоятельствами, сделать все максимально понятно и прозрачно для ребенка;
Формула социальной истории помогает убедиться, что социальная История описывает, а не наставляет,
Число описательных предложений
_______________________________ ⩾ 2
Число направляющих предложений
Критерии социальных историй:
1. одна тема истории;
2. одна цель истории;
3. от 1 или 3 лица;
4. однозначность истории;
5. последовательность истории;
6. безопасность поведения;
7. уважение к ребенку;
8. нет обвинения или унижения;
9. История должна учитывать возраст, специфику конкретного читателя, конкретной ситуации;
10. поощрение читателя;
11. вывод обязателен;
12. добавляйте рисунки;
13. игровая форма подачи;
14. помните, что вы делаете это для ребенка! И не всегда сможете быть рядом с ним;
15. постарайтесь объяснить, зачем это нужно;
16. завести альбом для Истории;
17. рисовать Историю с ребенком.
Пример социальной истории:
Родители часто торопят своих детей, говоря: «Быстрее!». Что может означать это слово?
Это может обозначать: «Не опаздывай», «Поторопись!». А может обозначать, закончи дело не так, а по другой траектории. А может значить «подойди ко мне».
Чтобы ребенку было легче, необходимо четко указывать, что именно вы хотите получить от него быстрее.