Поведение — это любое действие, которое выполняет человек. Например, ест, пьет, поет, играет, рисует, переодевается.
Черты характера не относятся к поведению. Например, ленивый, упрямый, злой. Аутичный, умственно отсталый тоже нельзя отнести к области поведения.
Можно просто сказать «ребенок не слушается», а можно определить, что под «не слушается» мы понимаем кричит, вскакивает со стула.
Огромную роль в формировании поведения играют последствия, к которым приводит поведение. Негативное поведение появляется из-за того, что часто взрослые такое поведение невольно поощряют. Когда мама говорит по телефону, у ребенка может быть множество вариантов поведений: от простого обращения «мама» до криков и истерик — каждое из этих поведений направлено на привлечение внимания, но привлечь внимание нежелательным поведением — вероятность сильно выше, чем социально-одобряемым.
Аутичный ребенок не знает, что такое «ждать», и, когда мама не реагирует, может ударить себя, чтобы привлечь внимание, что вызывает аутоагрессию — самый быстрый способ привлечь внимание мамы, даже больше, чем ожидалось.
Стимулы или изменения, происходящие в окружающем мире, делятся на 2 категории:
— antedents — стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, предшествующие факторы;
— consequences — стимулы, которые происходят ПОСЛЕ возникновения поведения, последующие факторы.
Прикладной анализ поведения основывается на анализе предшествующих факторов и последствий поведения. Меняя предшествующие факторы, мы можем предотвратить социально-неодобряемое поведение, сформировав социально-приемлемое.