Часто дети с РАС демонстрируют аутостимулирующее поведение (самостимуляция, стереотипия, стимминг), представляющее собой многократно повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью тела либо посторонних предметов, направленные на получение сенсорных ощущений. Также я считаю, что к аутостимуляции относится и «залипание» в гаджетах (зрительная стимуляция).
Такое поведение бывает самым разнообразным и часто принимается окружающими за психическое или иное отклонение, кажется предельно странным, а иногда и пугает людей, которые его не понимают. Стереотипии могут быть перепутаны с симптомами
ОКР, частым спутником деток с РАС, что иногда приводит к некорректному лечению и потере драгоценного времени.
Если вы подозреваете у своего ребенка симптомы ОКР, то обязательно нужно обращаться к профильному специалисту.Аутостимулирующее поведение может касаться зрительного, аудио, тактильного, вестибулярного, вкусового и обонятельного характера. Часто дети с РАС могут часами раскачиваться, облизывать предметы, дергать себя за части тела или даже причинять себе вред, например: бить себя острыми краями кубика или ножницами. Иногда это могут быть бесконечные вокализации (повторение однообразных звуков, обрывков слов или слов), которые существенно усложняют терапию и любые занятия с ребенком, а также его пребывание в социуме.
Представьте, что на уроке ученик в классе постоянно издает различные однообразные звуки, иногда довольно громко. Скорее всего это будет вызывать недовольство преподавателя и других детей и еще больше усугублять социальную изоляцию ребенка. Но иногда такие самостимуляции почти незаметны и игнорируются родителями. Между тем, любые самостимуляции — это вовсе не безобидная история. Часто можно слышать советы «перерастет» или «пройдет само» даже от педагогов и психологов. Давайте попробуем разобраться, насколько это важно и нужно включать в план АВА-терапии работу со самостимуляциями.
Причины самостимуляций до конца непонятны. Некоторые специалисты считают, что дети с РАС гиперчувствительные к сенсорным ощущениям и звукам, окружающей среде, используют такое поведение для смещения акцента на внутренние ощущения перед внешними. Неоднократно наблюдала, как дети с РАС усиливали самостимуляции в ситуациях повышенного стресса, на занятиях и при социальном взаимодействии. В некоторых случаях такие стимуляции превращаются в самую настоящую
аутоагрессию.