Прежде всего нужно собрать данные, чтобы отличить аутостимуляции от ОКР и понять истинную мотивацию такого поведения: снижение тревоги, сенсорная стимуляция или иногда, избегание требований и
привлечение внимания. Возможна и ситуация, когда такое поведение закрывает несколько целей и потребностей ребенка сразу.
Когда вы установите причинно-следственные связи (тут может потребоваться заполнение таблиц), нужно будет выбрать только те стереотипии, которые действительно потенциально опасны или мешают процессу обучения, и начать работу именно с ними. Из базового набора можно воспользоваться следующими стратегиями:
— получение сенсорных ощущений в приемлемой форме;
— обеспечение ребенку доступа к сенсорным ощущениям в определенном месте («сенсорное место») и в определенное время (Время игры);
— развитие навыков снижения стресса;
— развитие навыков игры;
— планирование свободного времени;
— поощрение альтернативного поведения;
— обучение навыку ожидания;
— перенаправление внимания ребенка со стереотипий на какое-то иное действие или объект;
— уменьшение времени «залипания» в гаджетах;
Важно понимать, что нельзя ругать ребенка за самостимуляции, потому что такое поведение не зависит от него самого и его силы воли. Это как пытаться удержать крышку над кипящей водой в кастрюле. Ребенку нужна ваша всесторонняя поддержка и грамотный план коррекции.