21 / 29
Слишком громкий мир
Важно прорабатывать действия, разбивая их на более простые задачи.
Чтобы научиться делать что-то, например, печь пирог, завязывать шнурки — нужно делать все по шагам.

Это для нас завязать шнурки — это одно понятное цельное действие, а для ребенка лучше разделить на цепочку:

1. берем шнурок в обе руки
2. продеваем шнурок в нижнюю петлю
3. подтягиваем его
И т д

И каждое действие мы прорабатываем, проговариваем, хвалим, если все получается. Это можно делать в обычной среде, для этого не нужно специально время выбирать или какое-то занятие. Главное, что мы поощряем те действия, которые мы считаем самыми лучшими, полезными.

В теории ABA есть понятие «подкрепление», когда мы выбираем поведением, которое нам подходит, нравится и мы поощряем ребенка за это поведение. Таким образом, мы показываем, что такое поведение классное и так можно и нужно продолжать себя вести.
Также есть, например, создание негативных условий — но я это не использую, так как мне не близки наказания, ограничения.
Я за проактивность — за то, чтобы ребенка поощрять! Считаю, что детей невозможно перехвалить, нужно их обнимать, уважать, радоваться вместе с ними — это ключ к успеху.
Ведь также есть достаточно мягкие стратегии поведения, когда ребенок разбил чашку и мы просим его не только чашку убрать, но и, например, помыть всю посуду. Создаем дополнительные негативные последствия (мне это в жизни пока не пригодилось).

Касательно поощрений, мы подкрепляем каждое действие, которое ребенок делает хорошо. Например, 10 раз ребенок завязал шнурки, а 9-й был идеальным, и мы его подкрепляем, хвалим за каждое правильно выполненное действие — таким образом, по маленьким шагам мы достигаем результата.
При этом не стоит ставить себе очень большие цели, пытаться достигать идеала, все делаем по возможностям ребенка.
У Севы были большие проблемы с мелкой моторикой, поэтому в данном случае, любое достижение в мелкой моторике приносило невероятную радость.

Касательно мотивации важно правильно определить: а что же ребенку нравится? Потому что, если мы будем его поощрять не тем, что ему хочется — ничего хорошего из этого не выйдет.

Если брать более сложные случаи, когда детки вообще не разговаривают, то их поощряют сладостями, игрушками — самые понятные базовые поощрения. Но нужно как можно скорее отходить от таких мотивационных факторов. Лучше выбирать те вещи, которые ему нравятся, например, ваш ребенок любит мыльные пузыри или с мамой побыть, куда-то сходить — лучше выбирать те поощрения, которые не завязаны на чем-то материальном.

От простого
к сложному
Часть III. Слова от Севы
Следующая глава:
5 минут
Made on
Tilda