14 / 29
Слишком громкий мир
Обобщение заключаются в объединении объектов в группы на основе их признаков, например: ложка, вилка и тарелка — это посуда; кот, собака и волк — это животные и т. д. Обобщение как способ мышления позволяет нам развиваться и анализировать окружающие объекты, устанавливать между ними взаимосвязи. Это очень важный шаг в формировании мыслительного процесса ребенка и его становлении.

Часто у детей с РАС присутствуют искажения и ошибки в обобщении, например, ребенок может назвать собаку кошкой, если у той треугольные уши и хвост; телегу назовет автомобилем, потому что у нее тоже есть колеса. Таким образом, дети с РАС часто обобщают объекты только по каким-то отдельным явным признакам, проводят фрагментарный анализ.

Обычно у таких детей вызывают затруднения вопросы «расскажи, кто такие птицы или кошки?». Они могут начать описывать одну конкретную птицу или одну конкретную кошку. Можно сказать, что без обобщения кругозор ребенка будет сильно снижен, а мышление будет оставаться слишком выборочным.

В своей работе я старалась пользоваться не словами, а только наглядными материалами для обучения такому сложному навыку. Например, сегодня вы хотите объяснить ребенку, что такое вилка. Принесите 10 или 20 различных вилок, пусть они будут разной формы, цвета, размера и материала. Чем больше — тем лучше. Можно распечатать наглядные иллюстрации. Покажите ему всевозможные вилки и выделяйте те особенности предметов, которые их объединяют. Далее переходите аналогичным образом к ложкам, тарелкам, чашкам и только потом к более крупной группе — столовые приборы и посуда. Если вы изучаете категорию еда или животные, то тут можно использовать как любимые блюда, так и различные блюда, которые ребенок никогда не пробовал. Если ребенок выполняет все правильно, похвалите его, приготовьте вместе с ним то самое любимое блюдо и съешьте его разными вилками с разных тарелок. Обязательно вовлекайте его в процесс как активного участника. Лучше всего пользоваться натуральным естественным обучением, создайте его во время обеда или ужина на эмоциональном подъеме.
Некорректное
обобщение

Часть III. Слова от Севы
Следующая глава:
5 минут
Made on
Tilda