15 / 29
Слишком громкий мир
Срыв, зависание и отключение у ребенка с РАС — это не обычная истерика, это самая критическая точка, когда как будто «выбивает пробки» в нервной системе и случается сенсорная перегрузка. Каждый ребенок переживает meltdown по-разному и порой это единственный способ сбросить напряжение и справится с перегрузкой.

Многие описывают это состояние как паническую атаку, усиленную в несколько раз. Ребенок может кричать, плакать, проявлять агрессию, а позднее на фоне стыда биться головой об стену, кусать себя и причинять себе или другим иной вред (self-harm). В редких случаях возможны потери сознания или полные зависания.

Понятно, что, если все уже случилось, нужно как можно скорее увести ребенка в тихое место, попросить людей выйти из комнаты или по возможности отключить все громкие звуки. Убрать с пути ребенка все предметы, которые могут ему помешать или навредить. Снять с него лишнюю, колючую или жаркую одежду. Лучше не пытаться в этот момент трогать ребенка, особенно если ему не нравятся прикосновения, кроме случаев, когда ребенок может нанести себе вред. Тогда действительно стоит его крепко сжать или взять на руки, например. Если же ребенок готов к прикосновениям, то можно сделать легкий массаж или оказать приятное давление на тело, это поможет расслабиться.

Важно самому сохранять полное спокойствие и говорить успокаивающие слова твердым тоном, даже если ребенок с РАС не разговаривает (не вербален). Важно после окончания срыва ни в коем случае не ругать ребенка и постараться остаться с ним как можно дольше даже, когда он уже пришел в себя.

С точки зрения АВА-терапии будет полезно записывать в отдельную табличку (и тут я считаю важно вести записи) как, когда, с какой силой произошел срыв, что предшествовало срыву. Важно отловить предвестников срыва для вашего ребенка и воздействовать на них проактивно. Любой срыв будет сводить положительные результаты работ на нет и провоцировать дисбалансировку нервной системы. Срыв может произойти как реакция на одно неожиданное событие, а может быть результатом накопленного стресса.

Самые частые причины, повышающие уровень стресса у детей с РАС:
1. Резкое изменение планов, распорядка дня
2. Нечеткие или абстрактные требования
3. Сенсорная перегрузка, например, громкие звуки и шум в школе на перемене
4. Социальная перегрузка
Срывы (meltdown), зависания (breakdown) и отключения (shutdown) у детей с РАС

Часть III. Слова от Севы
Следующая глава:
5 минут
Made on
Tilda