22 / 29
Слишком громкий мир
Как это можно сделать? Любое поощрение перевести в «звездочки», например, ты набрал 5 «звездочек» — можно их даже распечатать, подготовить, чтобы они были наглядными и тогда ты можешь выбрать «прогулку в зоопарке», «погулять на площадке», «поделать что-то с мамой» и этот список с картинками тоже можно распечатать.

Моему сыну и мне тоже больше подходил визуальный контекст, чем больше визуализации, тем легче ребенку представить итоговое поощрение, которое он получит.
И — важный момент — не делать это поощрение «отложенным»! Лучше поощрение делать «моментальным», как можно скорее. И побольше словесных подкреплений «ты молодец!», «я тобой горжусь!»

Естественно, если ребенок сделал что-то негативное, не нужно изображать радость — соблюдайте баланс! Можно сказать что-то хорошее вначале, но потом дать критику действию, желательно мягко по формуле:

Подкрепление + критика + подкрепление

Главное, что мы должны четко определять мотивацию ребенка, иначе у нас дело не пойдет. Если ребенок маленький — он видит игрушку или еду или что-то, что он хочет получить, и начинает показывать пальцем и громко плакать, ничего не говоря.
Мы спускаемся к нему на уровень и говорим: «Дай, пожалуйста, игрушку/еду», чтобы он постарался повторить нашу речь. Желательно добиться, чтобы ребенок повторил полную фразу и когда он это говорит, он получает эту вещь — это и есть автоматическое подкрепление, в таких ситуациях не нужно никакого дополнительного подкрепления — мотивация здесь уже понятна.

И я таким «естественным обучением» пользовалась постоянно, стала сразу замечать, что мой ребенок что-то хочет, оборачивалась и ждала, чтобы он попросил.
Если ребенок не разговаривает — есть визуальные карточки, ребенок может просить, показывая на изображение. Он уже не плачет, чтобы выразить свое желание.
Человеческий организм работает по принципу сохранения энергии. Для ребенка плач и истерика — это растрата энергии, а здесь он может спокойно принести карточку или спокойно попросить то, что он хочет.

Лучше действовать проактивно, то есть не дожидаться ужасной ситуации, когда ребенок доходит до истерики и криков на полу в магазине «я хочу шоколадку!».
У специалистов разное мнение на этот счет, я либо не ходила с ребенком в магазин, либо я с ним заранее договаривалась о списке разрешенных продуктов.
Если я знаю, что мой ребенок устроит в магазине истерику из-за шоколадки, то лучше с ним договорюсь, что это будет одна шоколадка, которую он выберет, либо я с ним вообще не пойду, чтобы не спровоцировать нежелательное поведение.

В ABA-терапии есть термин «угасание поведения» — когда нежелательное поведение сходит на нет, например, тот же плач в магазине, когда ребенку не покупают шоколадку, родитель строго отказывает и поведение начинает угасать, но поскольку у нас закрепляется больше всего то поведение, которое подкрепляется в неизвестный момент времени, то ребенок может начать крушить магазин. Если на этом этапе сдаться — о! это путь в никуда, так как дальше будет только хуже.

Здесь родителям нужно проявлять стойкость, но в разумных пределах, чтобы ребенок не поранился, не выпал из окна, не уронил на себя стеллаж в магазине, важно нужно эти границы понимать.

Когда поведение «угасает», заменяется более положительным, нужно учить ребенка говорить: «мама, купи шоколадку!», оно в какой-то момент времени может еще выдать «всплеск», возможна 1−2 истерики перед полным угасанием и здесь важно родителям проявлять стойкость, но поскольку у меня была проактивная позиция, я такого старалась не допускать и купировать такие моменты на старте.

Также очень важно, чтобы все члены семьи и окружающие люди придерживались единой позиции, иначе у ребенка будет непонимание требований и еще большее усиление нежелательного поведения. Например, когда бабушка всегда покупает шоколадку по первому требования, а родители запрещают его есть.
Часть III. Слова от Севы
Следующая глава:
5 минут
Made on
Tilda